Обучение детей с инвалидностью и ОВЗ



Как организовать обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов?

Обучение на дому: 10 советов родителям

Обучение и воспитание детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, как следует из части 4 статьи 79, части 5 статьи 41 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, организуют:

  • в отдельных общеобразовательных организациях (бывшие специальные коррекционные школы с 1 по 8 вид), осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам;
  • в общеобразовательных организациях, имеющих в своей структуре отдельные классы для детей с ОВЗ, в которых реализуются адаптированные основные образовательные программы (далее – АООП);
  • в дошкольных образовательных организациях – в группах компенсирующей или комбинированной направленности, осуществляющих образовательную деятельность по АООП;
  • в общеобразовательных организациях (школах и детских садах), в которых ребенок с ОВЗ обучается совместно с обучающимися без нарушений здоровья по индивидуальной адаптированной образовательной программе (далее – АОП);
  • на дому или в медицинских организациях – для детей, нуждающихся в длительном лечении, по индивидуальным учебным планам.

Содержание образования и условия обучения и воспитания согласно части 1 статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и ФГОС дошкольногоначального общегоосновного общего и среднего общего образования определяются:

  • для обучающихся с ОВЗ – адаптированной основной образовательной программой соответствующего уровня образования (при обучении в отдельном классе или в отдельной общеобразовательной организации) или адаптированной образовательной программой при совместном обучении с нормально развивающимися одноклассниками;
  • для детей с инвалидностью – ООП соответствующего уровня образования (если нет заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)) или АООП с учетом индивидуальной программы реабилитации или абилитации.

АООП разрабатывается на уровень образования для конкретной категории детей с ОВЗ. Например, для класса, в котором обучаются только дети с нарушением слуха.

В том случае, если ребенок с конкретным заболеванием обучается в классе с нормативно развивающимися детьми (инклюзия) или если ребенок с глухотой и умственной отсталостью обучается в классе, где остальные дети глухие с сохранным интеллектом, разрабатывается АОП. АОП корректируется в процессе обучения в соответствии с образовательными достижениями ребенка.

Пример регионального регулирования: организация инклюзивного образования

Кого считать ребенком с ОВЗ и ребенком-инвалидом

Обучающийся с ОВЗ – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

По результатам обследования любого ребенка в возрасте от 0 до 18 лет специалистами ПМПК родителю (законному представителю) выдается заключение, содержащее описание состояния высших психических функций (речи, мышления, восприятия, воображения, памяти) ребенка и рекомендации, определяющие образовательную программу, форму обучения и направления работы специалистов сопровождения.

Предоставление заключения ПМПК в образовательные организации является добровольным решением родителя.

К обучающимся с ОВЗ могут быть отнесены дети:

  • с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные);
  • с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
  • с тяжелыми нарушениями речи;
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с задержкой психического развития;
  • с расстройствами аутистического спектра;
  • со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития);
  • с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Некоторые дети могут иметь и справку об инвалидности и заключение ПМПК (глухие, слепые, дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития и т. д.).

Статус инвалида гражданам России присваивает Бюро медико-социальной экспертизы (п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95). Получение справки об инвалидности и индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) не всегда требует изменений условий и программы образования ребенка. Например, дети с соматическими заболеваниями – заболеваниями сердца и сосудов, дыхательной системы, печени и почек, желудочно-кишечного тракта могут обучаться по основной образовательной программе и не посещать ПМПК.

Внимание: обучающийся с ОВЗ не всегда является инвалидом, а ребенок с инвалидность может не нуждаться в создании специальных условий обучения.

Какие условия создать для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Чтобы обучать детей с ОВЗ и детей-инвалидов, образовательная организация:

  • разрабатывает адаптированные программы;
  • создает специальные условия обучения;
  • утверждает необходимое штатное расписание.

АООП начального общего образования для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) разрабатываются в соответствии с ФГОС, утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598.

АООП для обучающихся с умственной отсталостью разрабатываются в соответствии с требованиями ФГОС, утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599.

При совместном образовании ученика с ОВЗ с нормально развивающимися одноклассниками образовательная организация разрабатывает АОП по указанным ФГОС на один год.

Основаниями для создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ и с инвалидностью служат:

Условия для детей с ОВЗ и с инвалидностью, которые образовательная организация обеспечивает в соответствии с частью 3 статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ:

  • специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания;
  • специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
  • специальные технические средства обучения;
  • услуги ассистента (помощника), который оказывает обучающимся необходимую техническую помощь в образовательной организации;
  • групповые и индивидуальные коррекционные занятия;
  • доступная среда (беспрепятственный доступ в здание и на территорию и т. д.);
  • сокращенное количество детей в учебной группе (классе).

Условия, которые образовательная организация создает для обучающихся с определенными видами ОВЗ

Вид ОВЗ

Школа
(
Порядок, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015)

Детский сад
(
Порядок, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014)

Нарушение зрения

Адаптировать сайт школы с учетом потребностей инвалидов по зрению. Привести сайт к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);

разместить расписание занятий в доступных для слепых или слабовидящих местах в адаптированной форме. Текст составляют крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и дублируют шрифтом Брайля);

организовать присутствие ассистента, который оказывает учащемуся необходимую помощь;

выпустить альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы;

обеспечить доступ слепого учащегося с собакой-поводырем к зданию школы и место для собаки-поводыря в часы обучения ребенка

Если рекомендовано ПМПК – организовать присутствие ассистента, который оказывает учащемуся необходимую помощь;

подготовить альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы

Нарушение слуха

Воспроизводить информацию звуковыми средствами;

дублировать звуковую информацию о расписании занятий визуальной – установить мониторы для трансляции субтитров. Мониторы, их размеры и количество определяют с учетом размеров помещения;

передавать информацию с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода)

Воспроизводить информацию звуковыми средствами

Нарушение опорно-двигательного аппарата

Обеспечить беспрепятственный доступ учащихся в учебные помещения, столовую, туалетные и другие помещения школы;

организовать:

– пандусы;

– поручни;

– расширенные дверные проемы;

– лифты;

– локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м;

– специальные кресла и другие приспособления

Пример регионального регулировании: организация психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся

За счет каких средств создают условия для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательных организациях

Образовательная организация создает условия для обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов за счет средств, которые выделены для:

Так следует из пункта 5 части 1 статьи 8, пункта 5 части 1 статьи 9, части 2 статьи 99 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, постановления Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297.

Как получить заключение ПМПК

Решение о прохождении ПМПК с целью выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении ребенка принимают родители (законные представители).

Внимание: медицинское обследование детей, которым исполнилось 15 лет, проводится с их согласия.

Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в территориальную или центральную комиссию:

  • заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;
  • копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);
  • направление образовательной организации или другой организации, в том числе медицинской;
  • заключение психолого-медико-педагогического консилиума или специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения образовательной организации (при наличии);
  • заключение ПМПК о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);
  • подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей медицинской организации по месту жительства (регистрации);
  • характеристику обучающегося, которую готовит образовательная организация (при наличии);
  • письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

Такой порядок установлен в пунктах 121415 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082.

Протокол и заключение комиссия оформляет в день проведения обследования. В случае необходимости срок оформления протокола и заключения комиссия продлевает, но не более чем на пять рабочих дней. Копия заключения комиссии (заверенная печатью ПМПК) и копии особых мнений специалистов (при их наличии) согласуют с родителями (законными представителями) детей и выдают им под подпись или направляют по почте с уведомлением о вручении. Если родители не согласны с заключением территориальной комиссии, они могут обжаловать его в центральной ПМПК (п. 25 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082).

Заключение ПМПК содержит выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом или психическом развитии, отклонений в поведении.

Такие сведения, согласно части 1 статьи 10 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, являются персональными данными ребенка.

Внимание: не допускается передавать третьим лицам информацию из заключения ПМПК без письменного согласия родителей ребенка (п. 8 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082).

Заключение ПМПК носит для родителей детей рекомендательный характер (п. 23 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082). Они самостоятельно принимают решение о том, предоставлять ли его в ОО или нет.

Если родители предоставили в образовательную организацию заключение ПМПК о наличии отклонений в развитии и необходимости специальных условий для образования, образовательная организация обязана такие условия создать.

Заключение комиссии действительно для представления в образовательную организацию в течение календарного года с даты его получения. Если родители не передали заключение в течение одного года, придется получать заключение заново. Так предусмотрено в пункте 23 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082.

Минимальный срок, на который ПМПК может дать рекомендации по созданию специальных образовательных условий, определяется членами ПМПК и варьируется от 3–6 месяцев до года. Максимальный срок, на который даются рекомендации по созданию специальных условий получения образования детьми с ОВЗ, – длительность освоения уровня образования. При переходе с уровня на уровень фиксируются образовательные результаты и возникают новые требования к условиям реализации программы.

Если ребенок с ОВЗ переходит на следующий уровень общего образования и претендует на создание специальных образовательных условий, необходимо повторное посещение ПМПК (для уточнения или новых рекомендаций согласно уровню).

Какие штатные единицы необходимы для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Обучение и воспитание детей с ОВЗ и с инвалидностью в образовательной организации обеспечивает работа педагогического коллектива – учителей и специалистов сопровождения – педагогов-психологов, учителей-дефектологов (олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога), учителей-логопедов, тьюторов, ассистентов, медицинских работников.

Ситуация: какое образование должны иметь педагоги и специалисты сопровождения

Ситуация: должен ли руководитель иметь специальное образование, если образовательная организация реализует АООП

Руководящие работники (административный персонал) наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием должны иметь удостоверение о повышении квалификации (в объеме от 72-х часов) по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и (или) введения ФГОС НОО ОВЗ и (или) ФГОС обучающихся с умственной отсталостью.

Как распределяются обязанности специалистов при обучении детей с ОВЗ

Учителя и специалисты сопровождения разрабатывают и реализуют адаптированные программы. При этом содержание предмета адаптирует учитель, а специалисты сопровождения ему помогают в части выявления особых образовательных потребностей и проводят коррекционно-развивающие занятия.

Тьютор находится рядом с учеником и помогает ребенку осваивать содержание программы.

Тьютор может выполнять следующие функции:

1) педагога сопровождения, воспитателя, который:

  • оказывает помощь;
  • выполняет рекомендации ПМПК;
  • ведет педагогическую и воспитательную работу;
  • обеспечивает поддержку педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса;
  • включает ребенка с ОВЗ в детский коллектив на переменах;
  • организует ситуацию поддержки ребенка с ОВЗ;
  • помогает всем участникам образовательного процесса осознать, какую помощь можно оказать ребенку с ОВЗ и как правильно это сделать;

2) специалиста службы сопровождения, обладающего знаниями в области коррекционной педагогики, дефектологии, психологии (психолога, социального педагога, дефектолога).

Объем работы тьютора с ребенком определяет ПМПК – от нескольких часов до полной занятости в день.

Например, для учащихся с расстройствами аутистического спектра тьютор может быть рекомендован на полный день. В этом случае он будет присутствовать на всех уроках (п. 29 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015).

Ассистенты (помощники) оказывают техническую помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам:

  • переносят инвалидные коляски;
  • оказывают обучающимся помощь при посещении туалетных помещений, столовой;
  • ориентируют ребенка в здании образовательной организации.

О необходимости организовать техническую помощь детям с ОВЗ и с инвалидностью говорится в части 3 статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, пункте 23 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015пунктах 18–19 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014.

Минобрнауки России в письме от 11 марта 2016 г. рекомендует введение персонального ассистента в расчете одной единицы на двух детей, нуждающихся в персональном сопровождении. Кроме того, в штатное расписание могут быть введены штатные единицы помощника воспитателя и младшего воспитателя, на которых будут возложены функции ассистента.

Учащихся с расстройствами аутистического спектра сопровождают педагоги-психологи. Они проводят индивидуальные занятия по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей. На одну ставку должности педагога-психолога приходится пять–восемь учащихся с расстройствами аутистического спектра.

Включение в штатное расписание специалистов сопровождения зависит от рекомендаций ПМПК, которые образовательная организация обязана выполнить.

Объем нагрузки специалиста сопровождения зависит от числа обучающихся с ОВЗ в организации.

Для реализации адаптированных общеобразовательных программ в пункте 32 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015, приведены штатные единицы для школы:

  • учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог) на каждые 6–12 учащихся с ОВЗ;
  • учитель-логопед на каждые 6–12 учащихся с ОВЗ;
  • педагог-психолог на каждые 20 учащихся с ОВЗ;
  • тьютор, ассистент (помощник) на каждые 1–6 учащихся с ОВЗ.

Эти нагрузочные соотношения являются желательными, но окончательное решение принимает учредитель образовательной организации. Его решение зависит от финансовых, организационных и других возможностей.

Вопрос обеспечения специалистами сопровождения может быть решен:

Какой режим дня установить для обучающихся с ОВЗ

На уровне дошкольного образования для воспитанников с ОВЗ требования к режиму отсутствуют, поэтому применяются СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного санитарного врача России от 15 мая 2013 г. № 26.

ПМПК может рекомендовать сокращение режима пребывания, например, только в группе кратковременного пребывания – не более 4 часов. И эта рекомендация должна быть выполнена как педагогами дошкольной образовательной организации, так и родителями ребенка.

Режим дня обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ, определен СанПиН, 2.4.3648-20 утвержденным постановлением Главного санитарного врача России от 28 сентября  2020 г. № 28.

Обычные школы, которые обучают по АООП и АОП, используют рекомендации к режиму дня в части:

  • учебных занятий;
  • приема пищи;
  • прогулок;
  • физкультурных пауз;
  • дневного сна (для детей первого года обучения, которые посещают группы продленного дня).

Школа осуществляет присмотр и уход в группах продленного дня, если организует согласно пункту 3.4.16  СанПиН 2.4.3648-20 утвержденным постановлением Главного санитарного врача России от 28 сентября  2020 г. № 28:

  • питание (полдник);
  • прогулки;
  • дневной сон – для детей первого года обучения.

Внимание: продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей ребенка, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей. Распорядок дня обучающихся с ОВЗ должен учитывать их повышенную утомляемость, быть здоровьесберегающим.

Обучение учащихся с ОВЗ осуществляется только в первую смену.

Временной режим обучения детей с ОВЗ определяется учебным планом класса (группы) или индивидуальным учебным планом. В первой половине дня для обучающихся с ОВЗ может быть организована как урочная, так и внеурочная деятельность, в том числе коррекционно-развивающие занятия с логопедом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом. Во второй половине дня для обучающихся с ОВЗ может быть организована внеурочная деятельность, направленная как на реализацию программы коррекционной работы, так и на реализацию программ дополнительного образования.

В середине урока в обязательном порядке проводится физкультурная минутка для снятия мышечного напряжения. Для детей с нарушениями зрения в содержание физкультурных минуток обязательно включаются упражнения на снятие зрительного напряжения, на предупреждение зрительного утомления, на активизацию зрительной системы.

Какую установить учебную нагрузку для детей с ОВЗ в школе

Учебную нагрузку для обучающихся с ОВЗ в неделю определяют требования ФГОС для детей с ОВЗ и СанПиН 2.4.3648-20, утвержденный постановлением Главного санитарного врача России от 28 сентября  2020 г. № 28.

Независимо от уровня образования недельная образовательная нагрузка включает:

  • урочную деятельность;
  • внеурочную деятельность;
  • реабилитационно-коррекционные мероприятия, которые проводят во время внеурочной или урочной деятельности.

Классы

Урочная деятельность

аудиторная недельная нагрузка

количество и продолжительность уроков в день

Начальное общее образование

1 (1 дополнительный) класс

21 час

В сентябре, октябре – до 3 уроков в день по 35 минут каждый;

в ноябре–декабре – до 4 уроков по 35 минут каждый;

в январе–мае – до 4 уроков по 40 минут каждый, один день в неделю – до 5 уроков – за счет урока физической культуры

2–4 классы;

5 класс – для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых и слабовидящих обучающихся и обучающихся с расстройствами аутистического спектра;

6 класс – для глухих обучающихся и обучающихся с расстройствами аутистического спектра

23 часа

До 5 уроков до 40 минут каждый

Основное общее образование

5 класс

29 часов

До 6 уроков по 40 минут каждый

6 класс

30 часов

До 6 уроков по 40 минут каждый

7 класс

32 часа

До 7 уроков по 40 минут каждый

8–9 классы

33 часа

До 7 уроков по 40 минут каждый

Среднее общее образование

10–11 (12) классы

34 часа

До 7 уроков по 40 минут каждый

В школе занятия для детей с ОВЗ проводите в первую смену – с 8 часов или позднее. Учебная неделя составляет пять дней. Проводите облегченный учебный день в среду или четверг.

Внеурочная деятельность составляет до 10 часов в неделю в каждом классе. Из них:

  • 5 и более часов занятий коррекционной направленности;
  • остальные – на развивающие области.

Продолжительность перерывов:

  • перемен между уроками – от 10 минут;
  • большой перемены (после второго или третьего уроков) – 20–30 минут. Можете установить две большие перемены (после второго или третьего уроков) по 20 минут каждая;
  • перемены между урочной и внеурочной деятельностью – от 30 минут;
  • динамической паузы – до 45 минут.



Учебники для обучающихся с ОВЗ



Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся с ОВЗ


Информационно-методическое письмо 'Об учебниках, рекомендованных для обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта)'


Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся с ОВЗ


Специальные учебники - федеральный перечень


Учебники для обучающихся с ОВЗ, вошедшие в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования