Памятка
по
уведомлению о склонении к коррупции
Уведомление обо всех ситуациях склонения к
коррупционным правонарушениям может привести к сокращению числа случаев
предложения и дачи взятки, так как позволяет выявить недобросовестных
представителей организаций и иных граждан, взаимодействующих с государственным
органом или организацией.
Порядок действий работника при склонении его к
коррупционным правонарушениям:
1. Уведомить нанимателя о факте склонения
сотрудника к коррупционным правонарушениям. Уведомление оформляется в свободной
форме и передается руководителю организации не позднее окончания рабочего дня.
2. При нахождении сотрудника организации не при
исполнении должностных обязанностей либо вне пределов места работы о факте
обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения он
уведомляет нанимателя по любым доступным средствам связи, а по прибытии на
место работы оформляет уведомление в течение рабочего дня.
3. К уведомлению могут прилагаться материалы,
подтверждающие обстоятельства обращения в целях склонения работника к
совершению коррупционных правонарушений.
4. Регистрация уведомлений осуществляется
делопроизводителем в журнале регистрации уведомлений о фактах обращения в
целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Листы журнала должны
быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью.
7. Работодатель принимает меры по организации
проверки сведений, содержащихся в уведомлении, в том числе направляет копии
уведомления и соответствующих материалов в территориальные органы прокуратуры
по месту работы сотрудника.
Действия и высказывания, которые могут быть
восприняты окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче
взятки.
Слова, выражения и жесты, которые могут быть
восприняты окружающими как просьба (намек) о даче взятки, и от употребления
которых следует воздерживаться сотрудникам образовательного учреждения:
«Вопрос решить трудно, но можно», «спасибо на хлеб
не намажешь», «договоримся», «нужны более веские аргументы», «нужно обсудить
параметры», «ну что делать будем?» и т.д.
Необходимо понимать, что обсуждение определенных
тем с представителями организаций и гражданами, особенно с теми из них, чья
выгода зависит от решений и действий служащих и работников, может
восприниматься как просьба о даче взятки.
К числу таких тем относятся, например:
- низкий уровень заработной платы работника и
нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд;
- желание приобрести то или иное имущество,
получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку;
- отсутствие работы у родственников работника;
- необходимость поступления детей работника в
образовательные учреждения и т.д.
Определенные исходящие от сотрудников предложения,
особенно если они адресованы представителям организаций и гражданам, чья выгода
зависит от их решений и действий, могут восприниматься как просьба о даче
взятки. Это возможно даже в том случае, когда такие предложения продиктованы
благими намерениями и никак не связаны с личной выгодой работника.
К числу таких предложений относятся, например,
предложения:
- предоставить работнику и (или) его родственникам
скидку;
- воспользоваться услугами конкретной компании и
(или) экспертов для устранения выявленных нарушений, выполнения работ в рамках
государственного контракта, подготовки необходимых документов;
- внести деньги в конкретный благотворительный
фонд;
- поддержать конкретную спортивную команду и т.д.
А совершение сотрудниками определенных действий
может восприниматься, как согласие принять взятку или просьба о даче взятки. К
числу таких действий, например, относятся:
- получение подарков, даже стоимостью менее 3000
рублей;
- посещения ресторанов совместно с представителями
организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений
или действий (бездействия) работника.
Типовые ситуации конфликта интересов и порядок
уведомления о возникновении личной заинтересованности
1. Конфликт интересов, связанный с
использованием служебной информации.
Описание ситуации: работник использует информацию,
полученную в ходе исполнения служебных обязанностей и недоступную широкой
общественности.
Меры предотвращения и урегулирования: служащему
запрещается разглашать или использовать, сведения, отнесенные в соответствии с
федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную
информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных
обязанностей. Указанный запрет распространяется, в том числе и на использование
не конфиденциальной информации, которая лишь временно недоступна широкой
общественности. В связи с этим работнику следует воздерживаться от
использования в личных целях сведений, ставших ему известными в ходе исполнения
служебных обязанностей, до тех пор, пока эти сведения не станут достоянием
широкой общественности.
2. Конфликт интересов, связанный с получением
подарков и услуг.
Описание ситуации: служащий, его родственники или
иные лица, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на
нравственных обязательствах, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги,
скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от
физических лиц или организаций, в отношении которых служащий осуществляет или
ранее осуществлял отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения и урегулирования: служащему и
его родственникам рекомендуется не принимать никаких подарков от организаций, в
отношении которых служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции
государственного управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов
дарения. За исключением случаев дарения подарков в связи с протокольными
мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями,
стоимость которых превышает три тысячи рублей. В данном случае указанные
подарки, полученные служащими, признаются соответственно федеральной
собственностью Российской Федерации и передаются служащим по акту в орган, в
котором указанное лицо замещает должность. Если подарок связан с исполнением
должностных обязанностей и служащий не передал его по акту в орган, то в
отношении служащего рекомендуется применить меры дисциплинарной
ответственности.
3. Конфликт интересов, связанный с выполнением
оплачиваемой работы.
Описание ситуации: служащий, его родственники или
иные лица, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на
нравственных обязательствах, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую
работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в
отношении которой служащий осуществляет отдельные функции государственного
управления.
Меры предотвращения и урегулирования: служащему
рекомендуется отказаться от предложений о выполнении оплачиваемой работы в
организации, в отношении которой служащий осуществляет отдельные функции
государственного управления. В случае если на момент начала выполнения
отдельных функций государственного управления в отношении организации служащий
уже выполнял или выполняет в ней оплачиваемую работу, следует уведомить о
наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной
форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения такой оплачиваемой
работы в данной организации. В случае если на момент начала выполнения
отдельных функций государственного управления в отношении организации
родственники служащего выполняют в ней оплачиваемую работу, следует также
уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в
письменной форме. В случае, если служащий самостоятельно не предпринял мер по
урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется
отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного
управления в отношении организации, в которой служащий или его родственники
выполняют оплачиваемую работу.